nel6: (car girl)
[personal profile] nel6
Это будет в большой степени пост-дополнение к этому посту. Поэтому здесь не будет разговоров о самой книге, об идее спектакля, а также о моем отношении к первому и ко второму. Только то, что мне захотелось сказать после того, как паззл, наконец, сложился полностью, и я посмотрела версию с Миллером в роли Создания и Камбербэтчем в роли Виктора Франкенштейна. Спасибо интернету, незнакомым героям, друзьям и лично Киви за этот просмотр. You made it all possible. *скупая женская слеза*

Если коротко, то, в общем-то, все очень просто. Миллер играл сюжет Бойла. Камбербэтч играл книгу Шелли.

Да, я согласна с большинством, Создание Миллера во всем быстрее, яростнее, более страстное. Более, как ни парадоксально это звучит, адаптированное. Создание Миллера - человек. Посмотрите на его движения после рождения: это движения маленького ребенка, впервые выпущенного на ковер. Он где-то даже сам говорил, "в Создании много меня в возрасте трех лет". У его Создания человеческое выражение совершенно человеческих глаз на совершенно человеческом лице. Его история - это история о деформированном ребенке-Маугли, которого выбросили из-за уродства, возможно, юродивости. Оно не страшно внешне, нисколько. В нем нет ничего странного, ничего unheimlich. Миллеру, конечно, было тяжело в том плане, что Камбербэтч его откровенно выше, к тому же голос у последнего намного более зычный, и ему достаточно громко говорить там, где Миллеру приходится уже кричать. Текст-то нам очень четко говорит: Создание было намного крупнее людей, мощнее, громчее и прочие -ее, засчет чего и казалось людям столь опасным. Кстати, отмечу уровень ощущения партнера: в сцене, где Виктор и Создание встречаются в первый раз, и где эта разница в комплекции больше всего бросается в глаза, Миллер, играя Виктора, тянется вверх, выпрямляет спину, пытаясь сровняться с высоким Созданием, доминирующим над пространством. Виктор Камбербэтча же половину времени проводит на коленях, чтобы эта разница, в этом случае играющая не на пользу, была как можно менее заметна. В Создании Миллера больше чисто человеческого эгоизма. Кажется, Ри это у себя уже отметила, но я повторю: Создание Камбербэтча просит о любви, Создание Миллера ее требует. Созданию Миллера нравится его сила, ему нравится то, что оно так быстро учится "быть человеком": уничтожать, ненавидеть, лгать. Оно не осознает горькой иронии этой фразы: это действительно присуще только людям, и оно гордится тем, что умеет так же. Создание Камбербэтча же понимает эту самую горькую иронию того, что человек - Человек - как раз таки не должен ни уничтожать, ни ненавидеть, ни лгать. Если Создание Миллера хочет стать человеком, чтобы требовать своего права, то Создание Камбербэтча хочет стать хорошим человеком. Создание Миллера страдает от того, что его не принимают в общество людей, ведь оно совсем как они. Создание Камбербэтча - от того, что людское общество оказалось совсем не таким, как в его книжках. И поэтому, когда в самом конце Виктор-Камбербэтч из последних сил поднимается на ноги, Создание-Миллер откровенно измывается и издевается, "вот так сила воли, ну-ну, давай, пострадай для меня, помучайся, мне это нравится, ты это заслужил". Во втором варианте же Создание-Камбербэтч с обреченностью констатирует, "да, нам еще долго страдать, прежде чем мы умрем". Нет, текст они читают один. Но насколько же по-разному! И истории эти имеют разные концовки, на мой взгляд (ведь в романе Шелли открытый финал). Создание Миллера, схоронив своего создателя, вполне возможно выживет и будет скитаться в ледяных далях. Создание Камбербэтча умрет рядом с замерзшим трупом Виктора. Знаете, какая деталь прочтения роли меня искренне потрясла? Наверняка почти неосознанная, но гигантская. Когда Создание, после своего первого восхода и дождя, падает в траву, в версии Миллера оно выковыривает оттуда жучков и каких-то насекомых и ест их. Создание Камбербэтча ест траву. Первый - хищник. Второй - травоядное. Первый - человек. Второй - то самое существо из романа Шелли, которое не человек, которое - тот самый новый "вид", которое сшито из трупов, которое не охотится на животных и питается ягодами, то странное, непонятное, неназванное, неописанное почти, unheimlich - от heimlich и un.

И настолько же разными получились два Виктора. Виктор Миллера не знает сомнений. Он холоден, он целеустремлен. Из эмоций он способен в основном только на раздражительность, ярость и страсть. Он - безумный ученый от мозга, от одержимости собой и своим талантом. Он не испытывает раскаяния, и даже сомнение в его сердце - редкий гость. Виктор Камбербэтча - романтический герой (не Байронический), герой Шелли, хотя благодаря сценарию тот факт, что он ученый, не пропал, как было в романе. Он - безумный ученый от идеи. Он одержим идеей, он полон противоречивых чувств. Если Виктор Миллера поражается Созданию, когда видит его в горах, Виктор Камбербэтча им восторгается. Он обладает совсем другой душевной организацией: он эмоционален, нервозен, мечтателен. Его страх за пропавшего брата ощущается физически, как и его редкие вспышки снобистского пренебрежения в отношении глупых людей (сравните, как они произносят фразу "посмотри на этих маленьких людей", Виктор Миллера констатирует факт "тьфу, возвращаться туда противно", Виктор Камбербэтча полон негодования, даже разочарования, и отсюда издевки "черт, и ведь могли бы, могли как я, но нет".) Вот его суть - идеалист. Такие создавали французскую Революцию, о которой писала Шелли, еще до того, как общество произносило это слово вслух. Вот эта прослойка нервных молодых людей из высшего общества, образованных, умных и переполненных идеями о свободе, справедливости, братстве и прочим сладким ядом. И он - он раскаивается. Когда Виктор Миллера произносит "мне жаль" после того, как Создание описывает ему все страдания, через которое прошло, это - не более, чем общественная конвенция. Так произносят эти слова перед вдовой на похоронах человека, которого совершенно не любили. Виктор Камбербэтча в эту секунду действительно жалеет, и его "I'm sorry" переводится как "прости".
Да, это действительно поразительно разные прочтения. Сравните, как оба покидают Элизабет, отправляясь в Англию: она его отпускает, и Виктор Миллера, почти видимо вздыхая с облегчением, говорит "спасибо" и слегка кивает головой. Это "слава богу, спасибо, что отстала наконец". Виктор Камбербэтча отвешивает поклон, его "спасибо" - это "спасибо, что понимаешь и принимаешь меня вот таким". Когда Виктору приходит видение с его убиенным братишкой, и когда галлюцинация спрашивает его, будут ли Создания размножаться, будут ли они слушаться Виктора, или же будут плохими, как то, что убило его, Миллеровский Виктор закрыт, он отвернулся от брата, он отвечает куда-то в сторону. Виктор Камбербэтча напротив смотрит на брата, а в последний момент, за секунду до явления Создания, он даже протягивает к нему руки. И, опять же, физически ощущаешь, что этот человек на грани. И его горячка совершенно ожидаема. У Виктора Миллера приступ горячки от переутомления. У Виктора Камбербэтча - нервный срыв.
И все же, и все же, хоть, действительно, этому Виктору, нервному, эмоциональному, откровенно страдающему совестью и страхом, хочется симпатизировать, хочется посочувствовать, все же там, на дне, осознаешь, насколько же его поступок ужасен. Виктор Миллера мог стать Созданию богом. Виктор Камбербэтча мог стать Созданию отцом. И когда понимаешь эту разницу того, чего Создание было лишено, с ужасом понимаешь, что Созданию Миллера не повезло больше. И когда Виктор Камбербэтча со страданием в голосе сокрушается и сожалеет, что не познал любви, это - трагедия, для них обоих, и еще для многих людей. Когда это говорит Виктор Миллера, это - лишь констатация печального факта. В трагедии Создание было лишено возможности на счастье в тот единственный момент, когда Виктор убежал, испугавшись, и невольно думаешь, а ведь мог бы не убежать. Во второй версии Создание изначально было обречено: Виктор-бог не дал бы ему любви, даже останься он с ним. Потому что первый был способен на любовь, хоть и не познал ее, а второй - не познал потому, что не способен.

Да. Гениальная постановка. Только сейчас понимаю всю ее гениальность, только увидев обе версии. Та глубина, что вложена туда сценарием, и те акценты, что расставляют актеры, создает четырехмерную картину альтернативной реальности. Я не знаю, какая версия мне нравится больше. Но, думаю, очевидно, чьи перфомансы меня больше поразили. Впрочем, Камбербэтч еще дождется своего отдельного поста, ибо проглоченный ночами десяток фильмов и пропущенный через себя десяток его ролей не оставляют мне выбора: если и тратить время на обсуждения актеров, то только на обсуждение таких Актеров. Но не сейчас, не сейчас.

Date: 2014-02-08 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] pundra-9.livejournal.com
Я страстно хочу прочитать это прямо сейчас и удерживаюсь с большим трудом. Придётся отвлекаться изо всех сил.

Date: 2014-02-08 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] nel6.livejournal.com
Не сметь. Идти смотреть. Вот, сначала метафоры, теперь уже и рифмы поползли, пропащий я человек.

Date: 2014-02-08 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] kivi-1809.livejournal.com
Весь день в ЖЖ набегами, но наконец я добралась до осмысленного прочтения твоего поста.)
Во-первых, это тебе спасибо за то, что пишешь такие чудесные, подробные и вдумчивые отзывы на спектакли. Мое усилие с лихвой окупилось.))
А во-вторых, хочу сказать, что тоже в полной мере прониклась, когда посмотрела обе постановки. Они как зеркальное отражение, но в тоже время как две стороны одной медали - и дополняют друг друга, и привносят свои особенности, так тонко и так точно, что начинаешь замечать нюансы и проникаешься всей глубиной смысла выражения "дьявол в деталях".
Это твоё наблюдение о противопоставлении Созданий "хищник-травоядное" - это просто блестяще, дорогая! Казалось бы, такая малость, а как смещаются акценты.
Я тоже не могу выбрать, какая версия мне больше по душе. Думаю, Дэнни Бойл так и задумывал - два спектакля, как единое целое. И это шикарно!
Буду ждать твоих постов о других ролях Камбербэтча, я видела не всю фильмографию, но кое какой багаж уже есть. Так что мне очень интересно. Желаю вдохновения!))

Date: 2014-02-08 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] nel6.livejournal.com
Не за что)) Я плохо умею молчать) Кстати, на Кориолана-то все равно сходи. Это не потеря времени, в любом случае.
Да, там детали полностью меняют настроение и даже посыл. И надо, и хочется пересмотреть еще много раз, чтоб отследить все. Там даже второстепенные персонажи играют по-разному, реагируя на ведущих актеров.
Это абсолютно единое целое, это ему муза круто нашептала. Именно так он смог показать всю глубину оригинального произведения.
Вдохновения полно, просто накопилось уже столько, что пока не знаю, с какой стороны подобраться))

Date: 2014-02-08 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kivi-1809.livejournal.com
На "Кориолана" я схожу непременно и с удовольствием, если только у нас его покажут.)) Но если нет, то всё равно посмотрю, добрые люди уже залили в сеть и делятся ссылками.

Зря всё-таки они не хотят выпустить спектакль на DVD. Его действительно хочется пересматривать, а в хорошем качестве это было бы в разы удобнее и приятнее.

О, я уверена, ты найдешь нужную сторону, тем более если вдохновения в избытке.))

Date: 2014-02-08 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] nel6.livejournal.com
Ах, фанаты Тома непобедимы)))

Очень жаль. Понятия не имею, почему б не выпустить, спектакль ведь произвел фурор. Неужели никому лишних денег не надо, ну))) Но все же качеством бутлегов я была приятно удивлена, на самом деле. Все слышно и почти все видно.

Найду, конечно)) Езе фильмов пять посмотрю и найду))

Date: 2014-02-08 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] kivi-1809.livejournal.com
Как и фанаты Бенедикта, что уж.)))

Я слышала, что они мотивируют это тем, что таким образом утрачивается атмосфера. Но ведь ерундовая причина, если честно. Вон даже пиратская экранка позволяет проникнуться, что уж о качественном изображении говорить. Надеюсь, они пересмотрят своё решение, тут же финансовая выгода в самом деле.))

Date: 2014-02-08 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] nel6.livejournal.com
И это очень, очень удобно)))

А, они наговорят всяких глупостей. Там что-то с правами. А может, думают еще разок пустит по кино. Так что я не теряю надежд))

Date: 2014-02-08 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kivi-1809.livejournal.com
Да! Это определенно всем на пользу, эдакое созидающее фанатство.))

Наверняка с правами, это сейчас традиционный камень преткновения. Но ситуациям свойственно меняться, подождем.))

Date: 2014-02-08 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] silbern-drachen.livejournal.com
Здорово, что получилось посмотреть.
Про "хищник-травоядное" - отличное наблюдение, я вот на этой детальки не заметила. А в остальном очень схоже с моими впечатлениями.
И насколько разная концовка, правда? У Создания-Миллера она получается куда жёстче, а у Камбербэтча - трагичнее, потому что в ней остаётся эта непринятая и не нужная любовь, которой до Виктора не достучаться, но у меня такое ощущение, что это Создание дразнит и ведёт его за собой с целью продлить не мучения, а жизнь.

Date: 2014-02-08 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] nel6.livejournal.com
Да, друзья и торренты - это прекрасно))
Меня на этих насекомых как током ударило, побежала сразу смотреть, не превиделось ли мне в другой версии.
Концовка абсолютно разная, и это потрясающе, потому что это открывает бесконечный простор для привязки к роману и для интерпретации. Создание Камбербэтча мучается от страданий Виктора, поэтому да, оно стремится продлить не мучения, а вот этот суррогат любви, хоть вот так, до конца. По крайней мере, сейчас его создатель с ним, уже навсегда, и надо протянуть как можно дольше.

Date: 2014-02-09 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] pundra-9.livejournal.com
Боже мой, Нэл, спасибо за этот пост...
Ты расписала тут всё, что я лишь почувствовала и не сумела выразить в словах. У меня только какие-то нечленораздельные вопли вырывались, как у Создания.
Вот всё, всё, абсолютно всё, как ты здесь написала. Мне даже добавить нечего.

Date: 2014-02-09 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] nel6.livejournal.com
Я поэтому и начала сразу на твоих письмах говорить, иди читай, потому что поняла, что мы совершенно на одной волне. Но это не мы на одной волне. Это актеры так расставили акценты. Вот так четко и ярко. А нам остается только смотреть и угукать.
Тебе спасибо.

Date: 2014-02-09 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] deva-poley.livejournal.com
Спасибо за пост!
Раз Вы делитесь своими соображениями, я тоже поделюсь в продолжение мысли. По итогам прошлогодних обсуждений, мы с друзьями сформулировали это так. Оба героя Миллера - дети или подростки в смысле психологического возраста и "маленькие люди" в смысле масштаба личности и силы характера. Герои БК - взрослые с поистине шекпировскими страстями, в особенности - Создание, как будто в его тело Творец по одному Ему ведомым причинам вложил уже "зрелую", будто не первый раз живущую душу.
А Виктора мне в любом случае всегда хотелось удавить и будет хотеться, да, но Бен, играя его, пытается провернуть любопытную штуку. Помните упоминание рано умершей матери, и как он на это реагирует? Если что, это не я додумала, это он в каком-то интервью обмолвился (цитату не приведу, но поверьте, где-то в Соо это должно найтись:)) Он считает, что мальчик, лишившийся мамы, слегка тронулся на этой почве и именно из не совсем осознаного желания ее воскресить занялся тем, чем занялся. Другое дело, что в пьесе не предполагается даже пространства для такого маневра - всего одна фраза. Но попытка была благородная.

Date: 2014-02-09 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] nel6.livejournal.com
О, спасибо, что рассказали, это очень тонкий момент. Вот же человек, лопатит сценарий и выискивает самую малейшую зацепку, чтоб принять сторону своего персонажа. Очень показательный нюанс, спасибо!
Да, я понимаю, что вы подразумеваете под детским возрастом. Вполне можно и под этим углом рассматривать. Бенедикт явно больше искал глубину, и в сценарии, и в книге. Но это и хорошо: при столь разных подходах, они прекрасно друг друга подсвечивают.

Profile

nel6: (Default)
nel6

April 2014

S M T W T F S
  1 2345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 27th, 2017 06:52 am
Powered by Dreamwidth Studios